От Баренцева до Белого моря
Константин Кушнир
Фото автора Журнал «Полный привод 4х4», №5, 2004.
«Мы прошли “Ладогу”( 1 ), но не успели полюбоваться природой Карелии. На “ЗАХЕ”( 2 ) отгоняли неделю, но Урала так и не увидели. Можно ли подготовить достаточно сложную и красивую трассу по Кольскому полуострову, но только без секундомера?» – спросил меня по телефону Николай Гриб из Минска, с которым мы познакомились на конференции Ассоциация Трофи Клубов. «Можно!» – ответил я, и с этого момента началась подготовка к экспедиции «Лапландия – 2003».
«Лапландия – 2003» первоначально задумывалась, как трофи-марафон, но в силу определенных обстоятельств превратилась в экстремальную экспедицию, из которой были удалены все мало-мальски соревновательные моменты. Пролог состоялся в виде показательных выступлений участников экспедиции на трассе джип-триала – не хотелось лишать зрелища жителей Мончегорска, тем более что экспедиция стартовала в День металлурга, а спонсорами выступили администрация г. Мончегорска и Кольская ГМК. За 12 дней участники экспедиции проехали 1780 км, из которых более половины состояло из грунтовых, заброшенных дорог и бездорожья.
День первый
На центральной площади г. Мончегорска выстроилось 14 экипажей из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской области и Белоруссии. Далее – все как обычно: музыка, приветствие представителей администрации, телевидение. В силу того, что празднование Дня металлурга в городе, где каждый второй житель так или иначе связан с металлургией, началось уже накануне вечером и длилось почти до утра (прекрасная погода, незаходящее солнце) – провожающие на площади были немногочисленны и выглядели уставшими. Но на трассу джип-триала народу собралось изрядно.
Сухое жаркое лето, не совсем характерное для Кольского полуострова, поубавило грязи на трассе джип-триала и подсушило болото. Камни, слава богу, никуда не делись. Зрителей слегка разочаровало отсутствие привычной острой борьбы на трассе, связанной с переменой формата мероприятия. На прологе выступило девять экипажей. Все гости издалека были предельно осторожны: обидно приехать за пару тысяч километров и «убить» машину перед выходом на реальное бездорожье. В этом отношении местным участникам всегда проще.
Маршрут в районе Мончегорска – Оленегорска никаких сложностей изначально не сулил. Тем более что мончегорские ребята проходили здесь всего месяц назад, и следы на грязи еще не просохли. Слева озеро, справа болота и сопки, курс – прямо, заблудиться невозможно, поэтому картографии изначально не предполагалось. Но! В жизни всегда есть место подвигу, и на прохождение 35-километрового участка удалось затратить вместо запланированных 24 часов целых 48 с приключениями по полной программе.
День второй
Ночные блуждания по мертвому лесу, сожженному сернистым газом «Североникеля», утопление мончегорцами машин в броде, точно там же, где и месяц назад: опять штурманы ножками поленились пройти – так вот они какие, грабли джипера! Нескольким машинам к утру удалось пробиться в лагерь и приступить к отдыху, в то время как на трассе происходила замена ШРУСа на белорусской «буханке» и эвакуация убитого мончегорского УАЗа. В результате ГАЗ-66-автобус за шесть часов выполнения эвакуационных работ сначала пробил, а затем смял правый бак, погнул оба кардана, а сливную пробку раздатки просто размазало по картеру. Все эти подвиги – на фоне одуряющей влажной жары, характерной больше для джунглей, чем для Арктики. Даже для комаров и мошки погода оказалась нелетной.
День третий
По плану – брод через реку Печа, возложение цветов на месте гибели Евгения Ведерникова и Сергея Щербовича( 3 ), однако задержка на маршруте заставила, к сожалению, от брода отказаться.
Далее трасса прошла по десятикилометровому болотно-каменному триалу, который когда-то назывался лесовозной дорогой, через магнетитовый карьер на асфальтированную трассу, ведущую на север, к Баренцеву морю. Миновав Мурманск и Колу, свернули к мемориалу в Долине Славы (после войны она называлась Долиной Смерти), где осенью 1941 года были остановлены немецкие войска, рвущиеся к Мурманску. При пересечении пограничного поста в Титовке возникли небольшие неприятности. Все списки на проезд в погранзону были согласованы заранее, но незадолго до старта экспедиции наверху сменились правила игры. Теперь в погранзону могли въехать только граждане России и Белоруссии. На согласование въезда украинских граждан (в количестве 1 человека среди участников экспедиции) затратили больше часа, но вопрос все же решили. Заночевали рядом с живописным водопадом. Один из московских экипажей решил посвятить ночь замене выжимного, который забыли набить смазкой еще перед выездом, в Москве. Посвящение состоялось.
День четвертый
С утра экспедиция двинулась по высокому берегу реки Титовки, поднялась на хребет Муста-Тунтури. Суровые, но, безусловно, красивые пейзажи вызывали желание коротких остановок, превратившихся в какое-то массовое фото-сафари. Приходилось поторапливать участников, чтобы хотя бы попытаться войти в намеченный планом график движения. Спустившись к Баренцеву морю, мы двинулись по полуострову Среднему. Воинские захоронения, памятники с варварски сбитыми латунными табличками и звездами, четыре утопленных в земле башни 151-миллиметровых орудий – вот что осталось от заброшенной береговой батареи времен войны.
На обед остановились у древнего саамского капища под названием «Два Брата». Возле этих многометровых каменных останцев, стоящих между высоким берегом и морем на полуострове Средний, саамский народ многие века приносил жертвы своим духам. За обедом дружной компанией досрочно съедаем торт, предназначенный для Алены Рагуцкой, у которой через два дня должен был наступить день рождения. После трех дней езды по бездорожью в УАЗике бисквитный тортик с розочками по форме стал напоминать колобок. Наблюдая за его дальнейшей трансформацией, решили не дожидаться памятной даты. Въезд на полуостров Рыбачий ознаменовался застучавшим двигателем на УАЗе из Заполярного. Честно говоря, многие участники последние несколько дней уже начали заключать пари – дотянет этот двигатель до вечера или нет. Свершилось, наконец, – застучал. И все сразу успокоились. Было решено бросить машину на пустынном перекрестке военных дорог среди голых плоских сопок – все равно возвращаться будем по этой же дороге.
Заночевали недалеко от Баренцева моря на берегу бухты Скорбеевской. Лагерь разбивали под начинающейся грозой, что резко ускорило установку палаток. Вскоре в «офисной» палатке под шум дождя, грома и молнии началось празднование дня рождения Николая Гриба. На Севере, среди грозовых туч, просматривались багровые проблески незаходящего солнца. От места нашего бивуака до Северного полюса всего около тысячи километров, это меньше, чем дорога домой для многих участников.
День пятый
Мы на берегу Северного Ледовитого океана. Кто-то просто валялся на берегу, глядя вдаль, кто-то ловил в ручье форель, кто-то бродил по берегу, осматривая укрепления времен войны, а кто-то приводил себя в порядок в речке Скорбеевке. Прекрасная погода навела самых горячих парней на мысль о купании в Баренцевом море. Сказано – сделано. Вода в речке – +14, в море – +12. В ходе купания устраивались заплывы вверх по течению, а также сплав тел по речке в море. Как выяснилось позже, в эти же дни на южном берегу Крыма было холодно, шли дожди, и никто не купался.
День шестой
С погодой пока просто катастрофически везет! За все экспедиции предыдущих лет такая стабильно теплая и солнечная погода выдается впервые. С утра собираем лагерь, тщательно (и так после каждой ночевки) убирая за собой мусор, – в следующей экспедиции неприятно будет заночевать на помойке.
На обратном пути забрали «убитый» УАЗик и направились на Юг. Без проблем прошли пограничный пост, на котором нас караулил МТЛБ, полный вооруженных бойцов. Как выяснилось, командир заставы использовал движение нашей колонны как повод для учебной тревоги. В лучах низкого солнца экспедиция поднялась на хребет Муста-Тунтури, после чего спустилась на материк и повернула на Запад, на немецкие фронтовые дороги, построенные среди сопок и болот всего за два года войны и сохранившиеся безо всякого ухода почти в идеальном состоянии до наших дней.
День выдался длинным, народ устал, и велик был соблазн отложить восхождение на вершину хребта и осмотр линии фронта на завтра. Однако, памятуя, что в прошлом году нам так и не удалось совершить восхождение по причине внезапно начавшегося дождя, – решили не рисковать. В час ночи наше упорство было вознаграждено видом совершенно фантастического пейзажа, открывшегося с вершины хребта и освещенного незаходящим солнцем.
Каждый раз, когда стоишь у мемориальной доски на вершине, на линии немецкой обороны, оборудованной блиндажами и ходами сообщений, пробитыми в скале в полный человеческий рост, и смотришь на расположенные ниже по склону брустверы советских позиций, ловишь себя на мысли, что здесь воевать и летом-то невозможно, а про зиму даже думать не хочется. Недавно по каналу «Дискавери» прошел сюжет о войне на Севере, и диктор постоянно повторял, как тяжело пришлось на Кольском полуострове отборным частям горных егерей, что в процентном соотношении потери у немцев были больше, чем на юге России. Снимаешь шапку перед нашими бойцами, выстоявшими здесь четыре года и сбросившими отборные горно-егерские части с хребта в октябре 1944 года.
Уставшие до предела, возвращаемся в лагерь, на скорую руку ужинаем, попутно отмечая день рождения Алены Рагуцкой. По поводу отбоя дважды повторять не пришлось.
День седьмой
После Муста Тунтури снова возвратились в Титовку, на асфальт. Отсюда ребятам из Заполярного до дома всего 50 километров на буксире, остальным участникам – 260 километров асфальта до Ревды, куда мы без проблем добрались к девяти вечера. К большому удовольствию участников удается договориться насчет бани. Ночевка состоялась в предгорьях Ловозерья, на берегу ручья, в традиционном месте бивуака «Арктик Трофи».
День восьмой
Солнечное утро, облака не закрывают вершины гор – идеальная погода для прохождения трассы по четырем километровым вершинам Ловозерья. В горы идут два московских и два белорусских экипажа в сопровождении ГАЗ-66-автобуса. «Ниве» и УАЗу-3160 на четырех вершинах делать нечего, они поднимутся только на первую, Аллуайв, 1050 м над уровнем моря, после чего спустятся в предгорья, на участок, который в «Арктик Трофи» получил название «1000 ручьев». Экипажам двух стандартно подготовленных машин хватит адреналина и в каменистых бродах. Место ночевки и встречи с остальными участниками было предварительно обозначено на карте.
На вершины гор я поднимаюсь уже больше десяти лет, сначала на мотоцикле, потом на ГАЗ-66, ежегодно раз до пятнадцати, но каждый раз это что-то новое. Может быть, я просто поддаюсь восторгу участников, впервые ведущих свои джипы по каменному триалу длиной 20 км по вершинам гор.
Максимум адреналина, как всегда, на спуске с горы Сенгисчорр в ущелье ручья Тавайок. Никакие фото- и видеосъемки не в состоянии передать крутизну спуска, когда машину время от времени неуправляемо стаскивает вниз по сыпучей морене. Просматривая позже фотографии, я решил, что в следующем сезоне на стенке пассажирского салона ГАЗ-66-автобуса обязательно подвешу креномер, чтобы вместе с прибором можно было заснять, под какими углами приходится спускаться или карабкаться вверх. Ближе к концу спуска на камнях разворачивает почти поперек склона «буханку» Николая Гриба, левое заднее колесо зависает в полуметре от земли, из горловины бака достаточно активно льется бензин – не держит пробочка. Вот оно когда все выясняется! «Ребята, только не курите сзади!» – кричит Николай, наконец-то двинувшись вниз. Я же ему в душе желаю не заискрить редуктором моста по камню.
На дне глубокого ущелья весело журчит ручей Тавайок с прозрачной ледяной водой. В высокой траве прячутся камни, заставляя предельно внимательно относиться к рулению. Болота подсохли, но несколько раз машины все же проваливались, так что приходилось разматывать лебедки. Справа и слева от нас на склонах ущелья стоят невысокие деревья, изуродованные сходящими зимой снежными лавинами.
Участок «1000 ручьев» после гор кажется просто асфальтом, но на «засаду» все же нарвались. В броде через ручей с разрушенным мостом ГАЗ-66 поймал в левое переднее колесо кованную железную скобу. Навалились скопом, колесо поменяли за считанные минуты, ведь до места бивуака оставалось не больше пяти километров, а все давно уже мечтали об ужине.
День девятый
Утро снова выдалось солнечным, что не могло не радовать. Побудку с помощью пионерского горна участникам устроили ребята из Мончегорска, которые решили в выходные на пару дней присоединиться к экспедиции. Накануне вечером у костра было решено немного изменить маршрут и заехать в центр Хибинского горного массива на базу МЧС Куэльпорр. Погода была отличная, и Хибины открылись ребятам во всем своем великолепии.
День десятый
В клочьях утреннего тумана, который легкий ветерок медленно гонит вдоль по горной долине, острый зуб горы Куэльпорр навевает участникам мысли о Фудзияме( 4 ). После завтрака – поездка на броды озера Гольцового, изрядно обмелевшего в это жаркое и сухое лето, купание с прыжками в воду прямо с капота УАЗика, поездка на водопад, возвращение в Кировск по дороге, вьющейся серпантином по дну ущелья. А 250-километровый асфальтовый перегон из Кировска в Умбу запомнился участникам отличными шашлыками в кафе на трассе возле города Полярные Зори. Уже ближе к полуночи, когда по старой дороге вдоль берега моря экипажи подъезжали к мысу Корабль, между лесом и морем увидели часовню, построенную совсем недавно. Внутри – образа, свечи, кружка для пожертвований. Остановились, кое-кто из ребят поставил свечи. Кругом – ни души, только море и лес. Позже, в Варзуге, нам рассказали, что это часовня Неизвестного Инока и с этим местом связана древняя легенда. Лагерь разбили на высоком берегу возле Лодочного ручья. После ужина и прогулок по берегу моря угомонились только к четырем утра, что в условиях полярного дня уже стало входить в привычку.
День одинадцатый
Побудку нам устроила в 10 утра команда из «Swedish Expedition Society», прибывшая на шести джипах. Встреча не была неожиданностью, так как шведы еще в июне обратились в АМТК «Аллуайв»( 5 ) с просьбой подготовить для них маршрут по Кольскому полуострову. Разговор начался сходу, не было времени даже сбегать на ручей умыться. Когда я спросонья водил по карте пальцем, описывая дороги, которые ожидали шведов в ближайшие три дня, вокруг постоянно крутилась пара ребят с профессиональными видеокамерами. «Вообще-то ты сейчас даешь интервью шведскому телевидению», – обрадовал меня Олег Барташ, который сопровождал шведов из Умбы в Ревду.
Вскоре наша колонна из семи джипов и ГАЗ-66 уже продвигалась вдоль берега моря по старой дороге, проходящей мимо заброшенных лет 60 назад поморских изб. Пятнадцатикилометровая гонка по отливу до устья реки Варзуги традиционно разогрела участников, также традиционно поразила самая северная в мире песчаная пустыня и деревня Кузомень, затерянная в песках.
Успенская церковь XIX в. в селе Варзуга была закрыта на реставрацию, но по нашей просьбе ее открыли. На площади перед церквями пару лет назад срубили новую колокольню. Большая, угловатая, больше похожая на сторожевую башню, она совсем не гармонирует с церквями и к тому же не сориентирована по сторонам света. На наших джипах были четыре стандартные лебедки, плюс механическая на ГАЗ-66. Ребята предложили зацепить колокольню за углы и развернуть, чтобы хотя бы встала правильно, или вовсе оттащить в сторону.
День двенадцатый
В последний день экспедиции устраиваем дневку на мысе Корабль. Некоторые экипажи усиленно крутили гайки, готовясь в обратный путь домой, но основная часть народа отправилась осматривать аметистовые жилы. Поначалу никто толком не понимал, что и как надо смотреть, но, когда были найдены первые по- настоящему красивые кристаллы, началась настоящая аметистовая лихорадка. На пути в лагерь карманы у ребят были оттянуты фиолетовыми камнями почти до колен.
Финальный костер – это всегда немного грустно. Экспедиция позади. Во время торжественного построения у костра каждому экипажу были вручены сувениры, а всем участникам – памятные дипломы. В момент, когда уже пора было закрывать официальную часть, с ответным словом выступили участники и в свою очередь преподнесли организаторам подарки. Это было как-то неожиданно и приятно. Похоже, что экспедиция удалась. Гвоздем застолья традиционно становится уха из семги, целого ведра которой едва-едва хватает на всех.
Основное мнение о прошедшей экспедиции у всех участников практически одно: каждый день – смена ландшафтов и типов бездорожья, усталость и отличное общение возле общего костра при незаходящем полярном солнце (порой в ущерб сну), хорошие впечатления и, что удивительно, совсем немного комаров. Ну а белорусские экипажи пришли к заключению, что по каменным триалам они выполнили норматив на десять лет вперед.
Сайт www.kolatrip.newtech.ru
( 1 ) «Ладога» - ежегодный трофи-марафон вокруг Ладожского озера. См. «Полный привод 4х4» СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2003.
( 2 ) «ЗАХА» - ежегодный трофи-рейд, проводимый в Челябинской области внедорожным клубом «ИКС БАЗА», который известен своими «джип-фестивалями». См. «Полный привод 4х4», январь, 2004 («ЗАХА-2003») и июль-август, 2003 («Кин-Дза-дЗАХА-ББ»).
( 3 ) Экипаж Евгения Ведерникова и Сергея Щербовича погиб при составлении маршрута для «Арктик Трофи 1999».
( 4 ) Фудзияма - действующий вулкан на о.Хонсю, наиболее высокая вершина Японии (3776 м). Считается священной горой и служит объектом религиозного паломничества и туризма. Изображение Фудзиямы - излюбленный предмет японского искусства (картины, вышивки, фарфор).
( 5 ) См. «Полный привод 4х4», январь, 2004.
|