Лебедки.
При борьбе с бездорожьем лебёдка - вещь необычайно полезная, а на многих соревнованиях и мероприятиях - жизненно необходимая или обязательная (Чемпионат и Кубок России по трофи рейдам, «Ладога - трофи», «Rainforest Challenge», «SuperSilvania - Trophy», «Outback Challenge - Australia» и др.).
Лебедки для внедорожников выпускаются в настоящее время трех видов: электрические, гидравлические и механические. Самые распространенные из них, безусловно, электрические. Фирм-производителей много, причем как со сложившимся уже мировым именем, так и прорывающихся на рынок, в основном, с территории Китая. «Электрика» отличается простотой конструкции, легкостью монтажа, удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе автомобиля. Недостатки - очень большое потребление электроэнергии из бортовой сети и уменьшение «тяги» со временем из-за коррозии, ветшания и т.п. элементов негерметичного электродвигателя.
Механические лебедки – это, пожалуй, наиболее давно выпускаемые средства самоспасения внедорожника из грязи. Они очень надежны, чрезвычайно неприхотливы и мощны. По этой причине у людей, знающих толк в подобной технике, эти лебедки пользуется устойчивой популярностью и уважением. Минусы: для того, чтобы их установить, нужно иметь раздаточную коробку, допускающую установку коробки отбора мощности, от которой, собственно говоря, и получает крутящий момент лебедка. Второй минус - невозможность работы многих механических лебедок при выключенном моторе автомобиля. Хотя на некоторых моделях предусмотрена (или только заложена) возможность «кручения» редуктора лебедки вручную (в одну или в обе стороны). Третий минус - новая «механика» – вещь не просто дорогая, а супердорогая (стоимость хорошей подержанной - не менее 1000 у.е.).
Гидромотор гидравлических лебедок, как правило, приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидромотор гораздо надежнее электрического, кроме того, он герметичен и из-за этого лебедка может без риска для «жизни» работать под водой. При перегрузках запросто можно сжечь мотор электрической лебедки, «срезать шпонку» у механической лебедки, а гидравлический мотор просто остановится, «попросив» таким образом пустить трос через один-два блока. Другой большой плюс гидравлической лебедки – практически полное отсутствие потребления электроэнергии от бортовой сети автомобиля. Но есть и минусы. Первый – скорость сматывания троса у «гидравлики» в два раза медленнее, чем у «электрики». Второй минус – если установлен единственный насос ГУР и на руль и на лебедку - не получается проворачивать руль во время работы лебедки – мощности насоса гидроусилителя не хватает на обоих потребителей. Третий минус - гидравлическая лебедка работает только тогда, когда работает мотор автомобиля.
Из отечественных лебедок на сегодняшний момент, исходя из опыта эксплуатации, для внедорожных автомобилей весом до 2 тонн предпочтительнее выбрать по параметрам цена-надежность-производительность так называемую «питерскую» лебедку АР-9000.
При подготовке страницы были использованы фрагменты статьи Александра Болтова «Гидротяга». Журнал «Полный Привод 4х4» 2/2004.
|
|