ЗАХА-2003
Журнал «Полный привод 4х4»№ 1, 2004 г.
Анастасия Трушникова фото Алексея Плитмана
Заключительный, пятый этап чемпионата России по трофи-рейдам проходил в Челябинской области, известной среди любителей бездорожья своими “джип-фестивалями” ЗАХА. Красота и специфика природных условий Южного Урала привлекли сильнейших спортсменов Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Перми, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска, Сатки.
Именно в гостеприимной Сатке, расположенной в 200 км от Челябинска, 4 октября состоялось торжественное открытие трехдневного соревнования, организованного клубом “ИКС БАЗА” во главе с Артемом Чапцовым и Евгением Шаталовым. На площади у Дворца культуры “Магнезит” под гимн ЗАХИ и выступления молодых артистов экипажи приветствовал мэр города. В ожидании старта участников подбадривали девушки из группы поддержки. Благодаря спонсорской поддержке (ОАО “Магнезит”, ОАО “ГлобалТел”) у ЗАХИ появилась изюминка, отличающая ее от других соревнований данного формата. По единодушному мнению участников и болельщиков, интерактивное общение стало самым запоминающимся моментом на ЗАХЕ. Спутниковая связь, предоставленная спонсором, позволяла каждые три часа осуществлять контроль за прохождением трассы, обеспечивать связь болельщиков, организаторов и участников, постоянно обновлять данные в реальном времени на официальном сайте и в каждом судейском парке (СП).
В соревновании приняли участие 32 экипажа: 19 – в классе ТР2 (модифицированные автомобили) и 13 – в классе ТР3 (прототипы). Наличие GPS было обязательным условием. Согласованные и четкие действия всех судей позволяли вовремя получать информацию о ситуации на трассе. Своеобразным экспериментом был принцип подсчета очков, согласно которому стоимость точки делилась на количество ее посещений участниками.
А началось все с триала. Участникам разрешено было в течение 15 минут провести разведку трассы и составить приблизительный план, после чего все экипажи удалились в закрытый парк, находившийся в трех километрах от места проведения триала. Участников вызывали на трассу так, чтобы экипаж мог наблюдать прохождение трассы только экипажем-предшественником. Этот пункт регламента позволил успешно образоваться спортивной интриге, которая держалась вплоть до объявления итоговых результатов. Ведь каждый экипаж должен был самостоятельно проявлять полноприводную смекалку, а не “слизывать” тактику предыдущих участников. Грунт трассы представлял собой каменистую поверхность, усеянную булыжниками различной величины, поэтому раскатать ее до состояния магистрали машинам на удалось, что позволило поставить всех участников в равные условия. Ворота внешне различались по цветовой гамме, а по регламенту - по сложности и, соответственно, по стоимости. Соразмерно своим запросам и технической подготовке участники должны были за 15 минут пройти как можно большее количество ворот. При построении алгоритма прохождения трассы участники, особенно из центральной части России, должны были обязательно учитывать возможности своих автомобилей в условиях крутых каменистых подъемов и спусков. Так, московский экипаж, не рассчитав величину бокового крена, завалился на бок. Лучшим на триале показал себя екатеринбургский экипаж Фалкенберга-Васильева, взявший все ворота еще до финишного свистка.
Трофийная трасса занимала около 100 кв.км. На территории, включающей в себя практически все типы бездорожья (скалы, каменная осыпь, курумы, топкие болота, густой лес, колейность), организаторы установили сорок контрольных пунктов (КП). Еще в первый же день обнаружилась нехватка нескольких точек (говорят, местные вандалы балуются, кто знает), которые, согласно регламенту, аннулировались для всех участников. Один КП все-таки восстановили. Единственное, в чем, по мнению участников, просчитались организаторы, так это установка некоторых точек в таком густом ельнике, где даже человеку сложно было продираться. Результат – бессмысленно выкорчеванные деревья и покореженные корпусы автомобилей.
Прохождение трассы усложнялось погодными условиями, в первую очередь, сильными перепадами температур в течение суток (от –10 ночью до +6 днем). Участникам необходимо было подготовиться не только физически, попробуй - попрыгай по скалам и болотам в течение суток, но и морально, многие экипажи уже на второй день выглядели измотанными. Лидерам гонки, конечно же, легче: сказывается накопившийся спортивный опыт. Они знают, как экономить силы и резерв автомобиля, продумывая тактику движения с наименьшими потерями.
Некоторые КП казались на вид “не берущимися”, и экипажи проезжали мимо, и только опытные штурманы знали, что надо как следует подумать, просчитать траекторию, и точка – твоя. Самым сложным участком был Юг, вокруг которого было множество топких болот, где можно было потерять не только “коня”, но и штурмана. Но самая сложная точка, №34, находилась на Севере. На ее штурм решился только тюменский экипаж “Бурый медведь” на УАЗе. Чтобы добраться до этого КП, участникам пришлось преодолевать огромные валуны курумника (“каменной реки”), сочетающиеся с глубокими вымоинами между ними. Смысл образования этой точки, по словам организаторов, заключался в том, “чтобы было и чтобы жизнь медом не казалась”.
Все машины возвращались на базу, пользуясь исключительно ручным тормозом: трехдневный “каменный” трофи порвал все тормозные шланги. Измученные бессонницей и тяжелым физическим трудом участники обрели второе дыхание во время закрытия чемпионата, размах которого ни в чем не уступал его открытию. Абсолютным лидером рейда по итогам этапа и года стал известный питерско-московский экипаж Гадасина-Козлова.
Интерактивные послания
04/10/03, 05:28
От кого: Андрей Попов
Кому: Всем участникам
Привет всем! Ужасно завидую, но сам приехать не могу. Видел на трассе около Челябинска оклеенные внедорожники, аж застонал. Особый привет тюменцам. Личный привет Евгению и Оксане Шаталовой. Спортсменам – удачи, победа одна, так что желать ее всем не буду. Удачи! Сильнейший и умнейший победит.
06/10/03
От организаторов
Московский экипаж №4, Подобедов/Ишутин, возмущаются, почему у них каждый год ломается какая-то ерунда, вот и на этот раз ЕРУНДА опять сломана.
06/10/03, 13:11
От кого: Ардашников, Савельев
Кому: Победову, Ишутину
Желаем починить ерунду, если не получится, надо ехать на честном слове и на лебедке! Держитесь.
07/10/03, 00:20
От кого: Виктор Демин
Кому: Ефремову Дмитрию
Угрюмый, злодей! Ты нас на “Блади… золотую бочку” без сэнд-траков оставил! ;-)) Давай хоть с победой возвращайся!!! По крайней мере, чемпионом по результатам всего чемпионата!! Угрюмый и Дядя Вова – Чемпионы!!!
Результаты трофи-рейда “ЗАХА”
Общий зачет |
Место |
Экипаж |
Номер экипажа |
Сумма очков |
1 |
Гадасин Борис, Козлов Игорь |
12 |
100 |
2 |
Фалкенберг Леонид, Васильев Олег |
39 |
91,2 |
3 |
Волхонский Илья, Дементьев Игорь |
9 |
84,4 |
|
Зачет ТР2 |
Место |
Экипаж |
Номер экипажа |
Сумма очков |
1 |
Гадасин Борис, Козлов Игорь |
12 |
100 |
2 |
Фалкенберг Леонид, Васильев Олег |
39 |
91,2 |
3 |
Фролов Александр, Лукин Дмитрий |
23 |
78,4 |
|
Зачет ТР3 |
Место |
Экипаж |
Номер экипажа |
Сумма очков |
1 |
Масютин Владимир, Лобов Леонид |
11 |
100 |
2 |
Волхонский Илья, Дементьев Игорь |
9 |
84,3 |
3 |
Быстров Владислав, Голубев Александр |
17 |
72,2 |
|
Командный зачет |
Место |
Команда |
Сумма очков |
1 |
Автодорспорт |
255,3 |
2 |
УВК |
223,6 |
3 |
Спб4х4 |
202,7 |
|
|