Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Туризм Путешествия
Приключения
Экспедиции
Спортивный туризм
Календарь
Полный привод 4x4

Крым без туристов

Григорий Дьяконов
Фото автора
Журнал «Полный привод 4х4», №4, 2004.

Где-то внизу, под правой рукой, поют свою песню цилиндры старенького 417-го мотора. Их с трудом перекрикивает Земфира из радиоприемника: "Я помню все твои трещинки..." Вспоминаются трещины в силовом каркасе кузова, аккуратно заклеенное хорошей шпатлевкой небольшое отверстие в рубашке охлаждения двигателя, повышенный люфт ведущей шестерни заднего моста, просевшие рессоры. Но в целом "Глафира", переоборудованный штабной фургон на шасси УАЗ-3303, находится в неплохом для своих 14 лет состоянии: осмотрена, обслужена, подкрашена и внешне смотрится, как молодая. Простая по конструкции машина неоднократно перебрана своими руками и никогда не подводила. В нашем распоряжении три спальных места, газовая плита, 32-литровый запас газа, 70-литровый - воды, месячный - продуктов, холодильник, телевизор и дополнительный аккумулятор для их питания. Все дела остались в Москве, впереди - месяц отдыха в Крыму!

Миновав Украину, через Харьков и Геническ направляемся в Крымскую Республику "с черного хода" - через Арабатскую стрелку. Северная часть косы между Геническом и Стрелковым стремительно превращается в цивилизованную курортную зону с развитой инфраструктурой. С удивлением думаем: уж не заасфальтировали ли всю Арабатскую стрелку? Чувствуем облегчение, когда через десяток километров пропадает асфальт, а за пос. Стрелковый шоссе разбегается по степи несколькими параллельно идущими грунтовками. Песчаный грунт и постоянные ветры с моря превратили их в "стиральные доски". Рессорная подвеска УАЗа таких дорог не боится, но от высокочастотной тряски расшатывается кузов и ослабляются резьбовые соединения, поэтому стараемся ехать правыми колесами по травянистой обочине. До конца дня нужно отъехать подальше, так как мы помним главный недостаток этих мест: с наступлением сумерек с Сиваша здесь налетают такие тучи комаров, каких нет и на Севере! В 70 км от Геническа, включив предварительно передний мост, выезжаем при ярком лунном свете на берег моря. Где-то здесь проходит административная граница Херсонской области и Республики Крым.

Утренняя картина вполне оправдывает наши ожидания: свежий морской ветер, жаркое южное солнце, справа и слева, насколько хватает глаз, накатывают на пустынный песчаный пляж зеленоватые волны Азовского моря. За спиной - никогда не паханая степь с многочисленными лисьими норами, над головой - поющие жаворонки. Ширина Арабатской стрелки не превышает здесь одного километра, а за Сивашом прекрасно видно поднимающиеся на горизонте Крымские горы. По проходящей неподалеку грунтовой дороге проезжает не более 5-10 машин в день. За несколько дней стоянки на Арабатской стрелке мы успеваем посетить неплохо сохранившуюся турецкую крепость Арабат. Русские войска брали ее штурмом дважды - в 1737 и в 1771 годах. Забавно, что прямо к стене крепости, как один из бастионов, пристроен пост ДАI со шлагбаумом.

Дальнейший маршрут проложен по грунтовым дорогам вдоль берега Азовского моря. Берег здесь образован чередованием небольших песчаных заливов и выступающих в море скалистых известняковых мысов. За селом Калиновка выезжаем на асфальтовое шоссе, связывающее райцентр Ленино с мысом Казантип. Справа видно недостроенную Крымскую АЭС, расположенную на берегу соленого Акташского озера. В открытом море видны буровые платформы: азовское побережье Керченского полуострова - единственное на Украине месторождение нефти. У основания мыса Казантип расположен несостоявшийся город атомщиков Щелкино ( 1 ). За мысом Казантип дорога вновь превращается в песчаную "стиральную доску" и идет вдоль прекрасного соснового леса, искусственно посаженного здесь в послевоенные годы. У деревни Золотое берег резко поднимается вверх, и начинаются невысокие горы Керченского полуострова. Между Золотым и Курортным находится обширная территория бывшего сверхсекретного полигона ( 2 ).

Минуя Керчь, решаем спуститься к действующему военному полигону Черноморского флота ( 3 ), находящемуся в районе горы Опук. Маршрут пролегал мимо сопки Джау-Тепе - самого высокого (119 м) из грязевых вулканов Керченского полуострова. Время от времени они извергают под давлением газа глинисто-нефтяную смесь. Иногда газ загорается, и тогда создается полная иллюзия настоящего вулканического извержения. Первая ночевка на берегу Черного моря прошла у границ полигона. Место не слишком живописно: сухая степь и крутой глинистый спуск к морю. Берег усыпан огромными раковинами и совершенно не тронут цивилизацией. Наутро начинается проливной дождь, быстро превращающий полевые дороги в глинистое месиво. "Глафира", скользя по глине всеми четырьмя колесами, выбирается на военную бетонку, ведущую с полигона в Феодосию. Состояние дороги такое же, как и всего Черноморского флота. Под непрекращающимся дождем, с грустными мыслями о былом могуществе Советской державы, въезжаем в Феодосию. Далее - Коктебель, невысокий, но живописный перевал Сикор и Судак с его знаменитой крепостью, построенной генуэзцами в XIV веке.

Надо сказать, что для тяжело груженой "Глафиры" Крымские горы - нелегкое испытание. Она ползет на перевалы на второй передаче, приходится в помощь радиатору включать на полную мощность отопитель, что малоприятно в условиях сорокаградусной жары. Держим путь в сторону Морского, где, как мы знаем, автостоянка размещена на длинном галечном пляже, и места обычно хватает на всех. Машин значительно больше, чем десять лет назад, но не столько, сколько в советские времена. Качество местного сервиса не соответствует заявленному тарифу, и мы размещаемся на невысоком холме у подножья Башенного мыса, поднимающегося над морем скалистым утесом высотой около 200 м. На вершине утеса возвышается Пастушья башня, по-татарски - Чабан-Кале( 4 ). Здесь мы стоим не одни, за несколько дней сменяются соседи, но о такой тесноте, как на организованных стоянках, нет и речи.

Двигаться дальше вдоль густонаселенного туристами Южного берега, хорошо знакомого по многочисленным поездкам, нет смысла. Уходим в горы по перевалу Аликот-Богаз, связывающему Приветное с Белогорском (бывший Карасубазар). Старые путеводители утверждают, что этот невысокий перевал - красивейший в Крыму. Совершенно согласен. Узкая гравийная дорога идет, прижимаясь к скале, вдоль русла речек Ускут и Танасу. От пропасти ее отделяет выложенный из камня бордюр. Радиусы кривых примерно равны радиусу поворота УАЗа. Разъезд со встречными машинами возможен только в отдельных местах. Таковых попалось два: один раз попятились мы, другой раз уступили дорогу нам. В самом узком месте стоит памятный знак: здесь в 1943 году партизаны разгромили немецкую колонну. Удивляет, скорее, не то, что разгромили, а то, что немцы осмеливались ездить по таким дорогам колонной.

После Белогорска проскакиваем без остановки Симферополь, останавливаемся на обед в Бахчисарае и паркуемся на ночевку у подножья горы Мангуп ( 5 ). Как показалось, Бахчисарай изменился к лучшему. Из жаркого и пыльного райцентра, единственной достопримечательностью которого был ханский дворец, он превратился в неофициальную столицу крымских татар. Вообще, татарское население в последние годы стало в Крыму гораздо заметнее и не могу сказать, что это плохо. Во многих местах появились построенные по современным проектам небольшие, но очень красивые мечети и многочисленные дворцы с башнями в генуэзском стиле "новых крымчан".

Дальнейшее движение продолжаем по горной дороге Бахчисарай - Ялта. Узким крутым серпантином она поднимается на Ай-Петринское плоскогорье. Дорогу проложили во второй половине XIX века русские саперы. В 1912-1913 годах она стала первым в России асфальтированным шоссе. На плоскогорье мы намереваемся устроиться на ночлег. Это не так-то просто: почти вся территория плоскогорья занята Ялтинским заповедником, о чем предупреждают запрещающие таблички по сторонам шоссе. Посовещавшись, решаем запрет не нарушать и остановиться в небольшом сосновом лесочке около метеостанции, где уже стоят несколько палаток. Правда, для этого необходимо преодолеть довольно глубокий ров, но для "Глафиры" это не преграда. С места стоянки открывается прекрасный вид на вечернюю Ялту. Утром выяснилось, что решение не нарушать запретов лесоохраны было абсолютно правильным: по территории заповедника, отделенной от нашей поляны глубоким оврагом, бродят зубры. Их рев напоминает ослиный, только гораздо громче.

На следующий день двигаемся в сторону Байдарских ворот по перевалу Бечку. Здесь пролегает очень живописная старая дорога, проложенная вплотную к подножью Байдаро-Кастропольской стены. Сейчас она совершенно заброшена и через несколько лет, вероятно, станет непроезжей. Подъезжаем по ней к перевалу Шайтан-Мердвен («Чертова лестница»), известному еще с древнеримских времен. В этом месте Байдарская стена понижается, образуя естественный провал, напоминающий гигантскую каменную лестницу, по которой проложена пешеходная тропа. В 1820 году здесь прошел, "держась за хвост осла", А. С. Пушкин. Это место сравнительно мало известно, и туристов здесь немного. Сверху хорошо видны многочисленные дворцы нынешней "элиты". Известная дача М.С.Горбачева смотрится самой скромной из них. Ночуем у подножья Байдарской стены на руинах автобусной остановки.

Осталось меньше недели до «черного понедельника», когда нужно выходить на работу. Решаем, потратив минимум времени на осмотр Севастополя и Евпатории, проехать на мыс Тарханкут - крайнюю западную оконечность Крыма - и там передохнуть перед обратной дорогой. Дорога из Евпатории на мыс до сих пор во многих атласах показана проходящей по узкому перешейку между морем и озером Донузлав. На самом деле через перешеек уже давно прорыт канал, а на озере оборудована база десантных сил Черноморского флота. С окружающих озеро холмов хорошо виден городок Мирный, так в СССР называли все военные базы и стоящие на приколе корабли.

Мыс Тарханкут - одно из наиболее популярных мест для подводного плавания. К мысу примыкает село Оленевка с небольшой полукруглой Караджинской бухтой. Справа и слева от бухты поднимаются горы Джангуль и Атлеш. Горы Тарханкутского полуострова настолько пологи, что в степи почти незаметны, но обрываются в море эффектными 100-метровыми скалами. Спуститься вниз можно только в отдельных местах и с риском для жизни, о чем предупреждает мемориальная доска.

Отпуск подобен велосипеду: быстро катится вперед и не имеет заднего хода. Со смешанным чувством удовлетворения и грусти трогаемся в обратный путь. По дороге успеваем остановиться на обед на Бакальской косе. Здесь тоже есть автостоянка. В самом узком месте ширина косы не превышает 50 м. Море слегка штормит, и с одной стороны собрались любители попрыгать в волнах, а с другой - поплавать в спокойном море. Со "спокойной" стороны, словно прощаясь с нами, вплотную к берегу подходят дельфины…

( 1 ) Поселок назван в честь одного из создателей советской атомной бомбы академика К.И.Щелкина. Задуман Минатомом как благоустроенный город-сад на берегу Азовского моря. Сейчас город представляет собой недорогой, но вполне благоустроенный курорт.

( 2 ) Полигон «Багерево» был создан в 1947 г. специально для летных испытаний "изделия 501" - первой советской атомной бомбы. Именно здесь в 1948-1949 гг. она была впервые собрана и прошла полный цикл испытаний, за исключением натурного подрыва ядерного заряда, который состоялся 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне. В 1953 г. в Багерово проводились испытания другого секретного оружия - первой советской крылатой ракеты "Комета". Долгое время 71-й полигон, имевший особо режимную зону с подземным аэродромом, был единственным в СССР полигоном, где ВВС отрабатывали боевое применение ядерного оружия, но без реальных взрывов. Полигон был закрыт в 1972 г., но до сих пор его обширная территория совершенно безлюдна и используется только как пастбище.

( 3 ) Этот полигон стал печально знаменитым в 2002 г., когда отсюда была запущена украинская ракета, сбившая пассажирский Ту-154.

( 4 ) Разрушенный генуэзский замок XV в. В 50-е годы здесь проводились археологические раскопки и были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв.

( 5 ) Гора Мангуп возвышается над окружающими долинами на 250-300 м. На ее плоской вершине в Средние века находилась столица православного княжества Феодоро. В XIV-XV вв. оно соперничало с генуэзцами, но, как и они, было разгромлено турками в 1475 г. На Мангупе сохранились стены цитадели с воротами, подземная тюрьма, пещерная церковь и другие сооружения.