Человечки на Носу
Андрей Форосенко
Журнал «Полный привод 4х4», №2, 2004.
Нашими целями в Карельской Республике стали Муромский монастырь и Бесов Нос, с которыми связано много легенд, слухов, сплетен и нет никакой точной информации. Да уж, хорошее начало экспедиции!
Предыстория
Все началось с указателя «Муромский монастырь», который я увидел в лесу на тогда еще не существовавшей дороге Пудож-Вытегра. Позже я решил: что-то перепутал, и более не задумывался об этом, так как никакой информации о данной достопримечательности ни у кого на слуху не было. Прошло пять лет. Я узнал, что существует Муромский мыс и Муромское озеро и что место это определенно представляет интерес, вызванный главным образом месторасположением этого монастыря, к которому просто так и не проберешься. Тут еще товарищ, вернувшийся из поездки по Онежскому озеру, заинтриговал рассказами о сборищах каких-то сектантов, о культовых постройках, о загадочных рисунках в районе Бесова Носа. Тщательно продумав маршрут и проверив боевую готовность автомобилей, экспедиция отправилась навстречу неизвестному.
Настоящее
Экипаж УАЗа стартовал из Москвы на несколько дней позже и должен был нагнать нас в пути, поэтому первоначально отправились на двух машинах (Pajero, Discovery). Километрах в 50 от Вытегры мы свернули на лесовозную дорогу. Минуя разбитые, но все же вполне проезжие дороги через леса и болота, выехали на великолепный песчаный берег Онежского озера. Дальше пришлось двигаться «по прибою»: дорог нет. Утешало, что песок был довольно плотный из-за шедшего всю ночь проливного дождя. На «пляжном» маршруте мы не встретили никаких препятствий, кроме двух мелких речушек, впадающих в Онегу. Иногда даже получалось разгоняться до 60 км/ч, хотя это и было связано с долей риска: можно не успеть увернуться от внезапно выскакивающего бревна.
Пляж неожиданно закончился завалами камней и бревен. Сперва попробовали проехать дальше, но тщетно, размер колес явно не подходил для «каменного триала». Увидев тракторную колею от «Беларуси», углубляющуюся в лес, мы смело двинулись на заболоченную просеку, может быть, зря, но выхода (то есть въезда) другого не было. Только как следует засев, решили провести разведку, чтобы посмотреть, долго ли нам еще колесить по «засаде». К нашей радости оказалось, что до сносной дороги осталось всего метров сто, которые дались нам очень тяжко, так как передвигаться приходилось лишь с помощью лебедок. Когда, наконец, колея была прочищена нашими мостами и мы выехали на нормальный грейдер, то увидели перед собой еле заметную дорогу среди сосен. Ощущение усталости уступило место джиперскому азарту, тем более, что GPS показал шесть километров по прямой до цели. Влекомый неистовым любопытством, я нажал на газ. Мимо мелькали деревья, ветки били по стеклу, навигатор отсчитывал остающиеся километры. Лес закончился, и мы оказались на берегу озера… Нет, не Онежского, а Муромского. Хотя, если не знать карт и не иметь навигатора, может показаться, что идешь по кругу и выходишь обратно на берег Онеги, настолько они похожи по своей первозданности и величию. Дорога снова увела в глухой лес, который вскоре расступился, открыв перед нами пустынь с многовековыми постройками Муромского монастыря.
Муромский монастырь
Обитатели монастыря обычно неохотно идут на контакт с мирскими людьми, поэтому нас приятно удивили их любопытство и приветливость. Они с интересом разглядывали наши автомобили и приборы, узнавали в подробностях наш маршрут. Во время небольшой экскурсии, которую монахи нам гостеприимно устроили, со мной произошла авария. Попытавшись срезать поворот, я угодил в яму и завалился на бок. Задействовали лебедку Discovery, но этого оказалось недостаточно. Поставленная «на колеса» машина так и норовила снова опрокинуться: уж слишком большим был уклон. На помощь пришли монахи, которые подогнали тот самый трактор «Беларусь», по колее которого мы пробивались через болото.
Ознакомившись с монастырем и поблагодарив его жителей, мы должны были решить вопрос о дальнейшем маршруте. Следующим пунктом назначения был Бесов Нос на берегу Онежского озера, известный своими петроглифами ( 1 ). Добраться туда не так-то просто, тем более на автомобиле. Обычно до Носа добираются либо водным (на моторке или на экскурсионном катере), либо пеше-велосипедным путем по берегу (20 км!). Преодолеть протоку (река Муромка) между озерами «в лоб», притворившись катером, явно не получалось: глубина больше метра. Еще был вариант попробовать проехать по намытой волнами песчаной косе. После пешей разведки «по морю» стало ясно, что волны будут увеличивать глубину, захлестываясь на капот. Испугавшись получить гидроудар, мы поехали обратно.
Бесов Нос
В ничем особо не примечательном Каршево висит указатель «Бесов Нос», сразу после которого дорога превращается в разбитую грунтовку. Тут мы и обнаружили следы «догонявшего» нас УАЗика, за судьбу которого уже начали переживать. Ребята разумно решили сразу ехать на конечную точку маршрута, опасаясь не догнать нас раньше. Нам предстояло по темноте пройти двенадцать километров бездорожья, включающего лужи, колеи, канавы, гати, полуразрушенные мосты. Дорога требовала постоянного внимания. Каждый из нас допустил по ошибке, из-за чего пришлось разматывать лебедки. Несмотря на иногда ужасающий вид в ночи, дорога все-таки оказалась «проезжабельной». В двух местах мы заметили следы борьбы прошедшего до нас УАЗа - развороченные дренажные канавы и срытые колеи. В свете фар появился бетонный подъем. При ближайшем рассмотрении бетон оказался скалой, поросшей мхом. Преодолев его, мы оказались на холме с руинами – это заброшенный поселок Шальский или, по другим картам, Бесов Нос. Еще пара нажатий на педаль акселератора, и мы у цели. Окружающий пейзаж резко сменился: кругом появились сосны-великаны и песчаный грунт. Следы УАЗа привели нас в палаточный лагерь, обитатели которого крепко спали.
Подкрадывалось утро, а мы, едва переводя дух, с чувством выполненного долга ложились спать. Особенно грели душу благодатные пейзажи Бесова Носа после двухчасового рейда в ночи по, как теперь казалось, совершенно изматывающей дороге. Ребята прибыли на Нос раньше нас на сутки. Теперь они стали нашими гидами, показывая древнейшие достопримечательности. Несколько раз нам встречались группы туристов, попавшие сюда вышеописанными путями.
Первым делом осмотрели нарисованных «бесовых» человечков (это и есть «онежские петроглифы»), вокруг которых часто встречались надписи типа «тут был Вася» со свежими датами, что, естественно, весьма шокирует. Но, как ни странно, вандализм здесь имеет более чем пятисотлетнюю историю. Первыми вандалами были монахи (по некоторым данным из Муромского монастыря), принявшие фигуру самого большого нарисованного человечка за беса. Они изуродовали его лицо, «ослепив демона», и «вложили» ему в руку крест. Наиболее заметные группы рисунков находятся на Бесовом и Пери Носах. Между этими мысами находится восстановленная скаутами стоянка древнего человека.
Все когда-то заканчивается. Срок нашего короткого путешествия истекал. Только мы окунулись в непривычный, какой-то удивительный и загадочный мир, казавшийся раем, как снова надо возвращаться в шумный и знойный город.
1 Петроглифы – высеченные на скалах, камнях и т.п. различные изображения (животных, птиц, сцен охоты войны). Ученые относят петроглифы к концу палеолита и к неолиту, позднейшие – к средневековью.
|