Галопом по Европам на «Нивах»
Анастасия Трушникова
Фото Юрия Артамонова Журнал «Полный привод 4х4» ноябрь-декабрь 2003 г.
Недавно состоялась пятая Международная встреча нивоводов Европы (International Lada-Niva Treffen) недалеко от немецко-польской границы, в городе Jaenschwalde. На эту встречу были приглашены и экипажи из «Нива-клуба». Своими впечатлениями поделилась Елена Правдина, известный нивовод и участница автопробега.
Анастасия Трушникова (далее А.Т.). Лена, как вам вообще пришла в голову идея отправиться в Германию на «Нивах»?
Елена Правдина (далее Е.П.). В прошлом году, летом, по нашему приглашению приезжали любители «Нивы» из Германии. Там тоже есть «Нива-клуб», и в нем, в общем-то, состоит довольно много людей. Подобные клубы есть и в Италии, и в Австрии, и во Франции, ну, практически в каждой европейской стране, где ценят и любят наш отечественный внедорожник. Летом они приезжали к нам просто посетить страну - родину их любимой машины. Специально для них «Нива-клуб» подготовил небольшой триальчик в Звенигородском карьере. Так как это не было календарным соревнованием, то мы его окрестили товарищеской встречей. Уезжая, немцы, по традиции, сказали: «А теперь вы к нам!». Поездку готовили загодя, собирали подходящую компанию, прорабатывали маршрут.
А.Т. И кто же поехал?
Е.П. В результате поехали четыре экипажа. Естественно, должен был быть автопробег на «Нивах», но, к сожалению, у одного из участников, Дмитрия Мокшева, за несколько месяцев до поездки угнали его спортивную «Ниву». Поэтому ему пришлось ехать на праворульной Suzuki-Vitara, так называемой Suzuki-Eskudo. Сначала караван состоял из двух длинных «Нив»-2131, в народе прозванных «крокодилами»; одной короткой спортивной «Нивы», принадлежащей обладателю Кубка России по джип-спринтам прошлого года Роману Иванову, и Suzuki-Eskudo. По дороге, в Белоруссии, один из «крокодилов» сломался и не смог дальше ехать. К сожалению, автомобиль, подготовленный под трофи, не выдержал долгой и скоростной езды по трассе. Машин осталось три. Рассказывать про пройденные почти восемь тысяч километров можно две недели, как раз столько, сколько времени заняла поездка. Между собой мы окрестили ее «галопом по Европам».
А.Т. А были ли еще поломки в дороге, все-таки автомобили - отечественные?
Е.П. На удивление, их было мало. У Романа Иванова постоянно раскручивался ступичный подшипник. Приходилось останавливаться каждые 300-400 километров - подтягивать. У нашего «крокодила» за всю поездку умерло две Камы-флэйм. Таким образом, он у нас путешествовал на трех типах резины: впереди стояли две Камы-флэйм, а сзади была каша из К-156 и немецкой резины, похожей на К-139.
А.Т. Что такое Международная встреча любителей “Нивы”?
Е.П. Собираются нивоводы всей Германии и ближайших европейских стран. Сама по себе встреча представляет собой этакий трехдневный бойскаутский лагерь. В первый день все обустраиваются. Во второй день проводят соревнования хорошо известного у нас формата триал и спринт, но только исключительно на “Нивах”. Третий день – это награждение, братание, отмечание.
А.Т. Есть ли в Европе женщины-нивоводы?
Е.П. Да, женщины у них тоже ездят на «Нивах». В соревнованиях участвовали две женщины, одна из которых – легенда в Германии. Она очень долго мечтала о «Ниве», ездила на все встречи нивоводов. И, наконец, она стала счастливым обладателем вазовского внедорожника. Между прочим, она собирается доехать на этой «Ниве» через Россию до Монголии.
А.Т. Лена, раз вы ехали целенаправленно на Международную встречу, то почему вы назвали свою поездку “галопом по Европам”?
Е.П. Так как поездки такого плана это, скорее, исключение, чем правило, то мы решили, что ехать всего на три дня в Германию слишком жирно. Поэтому придумали себе целый автопробег. Одному из экипажей нужно было по работе заехать в Милан, поэтому в автопробег была включена Италия. Очень хотелось также посмотреть Париж, поэтому, соответственно, маршрут прошел и через Францию. А уже из Парижа мы проложили маршрут до места встречи через всю Германию. Казалось бы, идея абсолютно бредовая – объехать всю Европу на «Нивах». Отношение к вазовскому внедорожнику почти у всех нормальных людей всегда скептическое: он ломается, он ненадежен, и, вообще, на нем нельзя быстро ехать, типа «на трассе с ума сойдешь». Чтобы доказать, что это не так, мы и отправились в путь.
В Германии сначала погостили в Розенхайме, где живет один из инициаторов прошлогодней немецкой встречи Димитрий Шваб. Он возвращенец, уже девять лет живет в Германии, хотя родился в России (собственно, отсюда и его любовь к «Нивам»). К нашему удивлению, он и его сосед Роберт оказались единственными нивоводами из бывших «наших».
Потом стартовали в Италию. Австрию проскочили не останавливаясь. В Италии решили заехать в Венецию, а оттуда отправились в Милан. Там провели два дня, жили в кемпинге. Надо сказать, что в Европе можно жить дешево, даже «бюджетным» джиперам.
Времени на расслабление у нас не было совсем, мы еще очень хотели попасть в Трептов-парк и возложить цветы. После этого мы уже поехали к месту встречи.
А.Т. И где же в Германии проходят такие, с вашего позволения, «тусовки»?
Е.П. Это обыкновенный бывший «советский» танковый полигон. Только у нас танкодром принадлежит армии, а там - человеку, который в свое время его выкупил. За небольшую сумму любой обладатель внедорожника, или квадроцикла, или мотоцикла, может там покататься. Если он хочет там жить, то надо еще платить за кемпинг (можно разбить палатку, а можно жить в бунгало). Там есть все удобства: туалеты, души, и т.д.
А.Т. Были ли какие-нибудь интересные случаи во время поездки?
Е.П. Конечно же! Например, едем мы по немецкому автобану, вдруг одна наша «Нива» теряется из вида. Хочется отдельно отметить немецкие автобаны, хотя это и из другой оперы. «Нива» по ним разгоняется до 140 км/ч. Как они делают эти дороги – непонятно! Ну вот, значит. Мы останавливаемся, ждем. Смотрим, подъезжает сзади «Нива» с наклейками, мы обрадовались – нашлась! Но потом присматриваемся - цвет не тот и наклеек маловато. Здесь надо отметить, что все нивоводы-спортсмены ездят на обклеенных машинах. Выходим, смотрим - машина-то немецкая. Из нее выходит «герр» и спрашивает, что у нас случилось, нужна ли помощь. Узнав, что мы из России, очень удивился, а потом обрадовался, что мы едем к ним на встречу.
Еще был интересный случай. Когда мы прибыли на полигон, очень забавно было наблюдать за въездом длинной «Нивы» в лагерь. Представьте картину: все занимаются своими делами: кто расставляет палаточку, кто уже пьет пивко, кто болтает, кто готовит. Короче говоря, немцы размеренно копошатся. Тут въезжает наш кортеж во главе с «крокодилом». Наступает полная тишина, и весь этот муравейник перестает копошиться. Они такое русское чудо видели только на картинках в интернете. Потом оказалось, что это мечта каждого нивовода Германии. Немцы сказали, что только недавно сертифицировали ввоз длинных «Нив» в Европу и в Берлине даже есть несколько штук в «Авто-Хаусе», но стоят они там восемнадцать тысяч евриков!
Кстати, еще интересный был случай с нашим длиннобазником. Отъехали мы от Парижа километров на 100. Едем, видим, на заборе висит «Нива» в наклейках, с кенгурятниками. Выходим, удивляемся, заглядываем за забор, а там таких «Нив» еще полтора десятка. Ворота открыты, въезжаем. Первая мысль, что здесь мы можем купить несчастную ступичную гайку, которую приходится подкручивать уже каждые 100 км.
А.Т. Купили?
Е.П. Да, мы ее купили! За 5,5 евро! При полном языковом непонимании реакция французского механика на «крокодила» была потрясающая. Через три секунды его ноги торчали из-под машины.
А.Т. А какие «Нивы» были на встрече?
Е.П. В основном, «Нива 2121», дизельная. Очень много кабриолетов, которые делаются в Финляндии, спортивных «Нив», специально подготовленных под триалы. Был даже багги!
А.Т. Как проходили соревнования?
Е.П. Классы автомобилей обычные: спорт и стандарт. Соответственно под них и трассы. Надо отметить, что немецкие нивоводы точно так же ломают свои машины до соревнований, как и российские. Тренировка, и вот уже две машины с разломанными редукторами выбывают из борьбы. Триал простенький, правила те же, что и у нас. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее количество штрафов. Был еще и трофи-триал. Очень интересный и зрелищный формат. Короткую трассу идут командами, так как одной машине ее пройти, мягко говоря, сложно. Разрешенное количество штурманов - по три человека на автомобиль. При этом в машине они не сидят. Штурманы закапывают лужи, срывают песчаные горки, подкладывают сэнд-траки, тащат машину на себе, так как по правилам буксировка запрещена. Пилот же в это время сидит в машине и курит.
А.Т. Вы, конечно, тоже участвовали?
Е.П. Наша команда была интернациональная. Она состояла из «Нив» Романа Иванова и Олафа Фогеля. Предыдущая команда срывала все кочки, закапывала все ямы и прошла эту трассу за час-полтора. Наши штурманы после этого построили там автобан, поэтому наша команда прошла ее минут за пятнадцать. Но в конце трассы имелась огромная лужа. Впереди шел Фогель, он аккуратно, сбоку объехал ее и финишировал. Роме осталось только точно повторить его маневр. Но это же скучно! Это совсем не трофи! Поэтому Рома нырнул в центр лужи. Но он ведь не знал, что вчера там ездил «Урал» и накатал хорошую, глубокую колею. Стоп, машина, Рома утоп по фары. Выбежали наши здоровенные ребята. Сначала пытались вынести «Ниву». Ведь до финиша всего метров пять! Автомобиль отчаянно сопротивлялся. В результате пришлось тащиться на лебедке. Общее время прохождения 20 минут, зато какое шоу! Все сказали: «Уау!». Вспышки фотоаппаратов. Никто не понял, зачем Рома это сделал, он же мог проехать по краю лужи. На что мы гордо ответили, что это и есть русское трофи! А у вас не трофи, а детский лепет на лужайке. А вообще, трофи, как мы поняли, не европейский вид спорта из-за отсутствия бездорожья и его высокой стоимости.
А.Т. Интересно узнать, насколько дорого съездить в Европу подобным образом?
Е.П. Бензин в Европе стоит примерно еврик за литр, автобаны в Италии и Франции жутко дорогие. Один тоннель на границе - 30 евро, и на каждом таможенном посту 10 евро отдай, не греши. В общем, уплатив порядка 60-70 евро в день, мы свалили на обычные дороги. Если говорить о жилье, то распространены придорожные мотели по 15-20 евро за номер. Самая дорогая гостиница обошлась нам в 50 евро за комнату на двоих. Полигон стоил 15 евро в сутки без бунгало.
А.Т. Большое спасибо за интересный рассказ и побольше вам интересных приключений на любимом автомобиле.
|