К теплому морю
Андрей Форосенко
Фото автора Журнал «Полный привод 4х4» июль-август 2003 г.
Затянувшаяся весна этого года никак не могла прогнать зимнее оцепенение. Душа просила жары, солнца, горячего песка, моря. Короче говоря, надо было ехать на Ахтубу 1 .
Тихий Дон (День первый и второй. Москва - Волгоград: 1100 км)
Первый день не в счет - наш внедорожный маршрут начинается в 70 километрах не доезжая Волгограда. С трассы свернули в сторону Дона и сперва ехали по проселку. Второстепенные асфальтированные шоссе тут оказались изумительного качества. В Песковатке, за Вертячьим, не удалось найти проезд в нужном направлении: непреодолимой преградой стал разлившийся ручей. Отыскав менее глубокое место, хоть и с заболоченными берегами, УАЗик сиганул вброд. Провалившись в грязь, зубастая резина принялась работать! Отплевываясь комьями чернозема, оставляя жуткие колеи, машина плавно дошла до сухого грунта и победоносно выскочила на другой берег. Испытание явно не для Jimny, и нам приходится искать местечко посуше.
Вскоре начались не представлявшие трудностей пыльные грунтовки. Иногда проселок становился очень ровным и мчаться можно было под сотню! В конце одного из таких отрезков в глубокую яму угодил УАЗ. При приземлении мост слегка погнул трубку масляного радиатора. Дальше поехали осторожнее...
Петляя степными дорогами, не без помощи GPS неуклонно двигались к берегу Дона. Иногда на пути попадались пески. По ровной песчаной поверхности машины шли, хотя и с трудом, а вот на склоны въехать с первой попытки удавалось не всегда. Обозрев воды разлившегося, какого-то безмятежного Дона, побродив по горячему песку босиком, позагорав на южном солнце, поспешили дальше. По ходу дела, в живописном месте на донском берегу оставили тайник "GeoCaching" 2 . Координаты: N48'50.787 E43'36.517. Пусть кому-то повезет.
Ближе к Калачу 3 начались сосновые леса. Количество параллельных дорог впечатляет: каждая просека хорошо накатана, понять, какая дорога главней, невозможно. Ориентируясь исключительно "по спутникам", стараемся держаться ближе к Дону. В Калаче есть АЗС со всеми видами топлива (N48'42.912 E43'29.623).
Следующая цель - Волго-Донской канал, который через Каспийское море связывает Россию с Центральной Азией, Закавказьем, Ираном, а через Азовское и Черное моря - со странами Средиземноморья.
Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Волго-Донской водораздел всегда был привлекательным для транспорта из-за исключительно удачного места наибольшего сближения этих крупных рек. Попытку построить судоходный канал предпринял еще Петр I в конце XVII века, но она была неудачной. Позднее было разработано еще несколько проектов соединения этих рек, но они также не были осуществлены. Сооружение Волго-Донского канала началось перед Второй мировой войной, которой оно и было прервано, но в 1948 году работы по строительству канала были продолжены, и 27 июля 1952 году произошло официальное открытие Волго-Донского судоходного канала. Длина канала - 101 километр, 45 из которых проходят по рекам и водохранилищам. Канал служит в основном для передвижения грузовых судов, а также пассажирских теплоходов.
Добрались до Пятиморска, шлюз №13. Шлюз является режимным объектом за глухим забором, проехать удалось только к шлюзовому каналу, на берегу которого стоит огромный памятник героям, сомкнувшим кольцо Сталинградского окружения (N48'38.405 E43'35.729). Разглядеть "перекресток пяти морей" не удалось: только канал и где-то совсем далеко воды Дона.
На полдня возвратились на асфальт: немного покатались по Волгограду, посетили Мамаев Курган и по плотине Волжской ГЭС переехали на левый берег Волги. Впереди Астраханская область, озеро Баскунчак 4 и гора Б. Богдо.
Тропами контрабандистов (День третий. Баскунчак - Харабали: 1500 км)
В темноте, по совсем опустевшим дорогам приезжаем в Ахтубинск, тут без особых усилий по указателям находим дорогу к Баскунчаку. Дорога эта совершенно прямая, как стрела.
В Нижнем Баскунчаке с помощью GPS какими-то закоулками выезжаем на дорогу нужного направления. Для организации ночевки стараемся уехать подальше от поселка, дабы не искать лишних приключений. Свет фар вдруг вырвал из кромешной тьмы табличку "Заповедник, проезд и проход запрещен". Взяв курс перпендикулярно дороге, уехали на километр в степь и в низине разбили лагерь. Оказалось, что укромную стоянку можно устроить и в голой степи, за перегибами небольших холмов. Затихли моторы, погасли фары. От горизонта до горизонта - южное звездное небо, где-то вдали мерцают яркие звезды огней какого-то поселка и тишина...
Проснулись от жары, палатки быстро нагрелись под степным солнцем. Перед нами совсем рядом гора Богдо 5 . Как-то очень неожиданно выглядит в голой степи этот стопятидесятиметровый исполин. К табличке "Заповедник" подъехали одновременно с его шефом. Нам было позволено ненадолго посетить склоны горы. Гора представляет собой километровую гряду, возрастающую с запада на восток, с пологим северным и обрывистым южным склонами. Примерно в середине гряды (N48'07.928 E46'49.894) наиболее красивое место. С края отвесных причудливых форм скал хорошо видно снежно-белое озеро Баскунчак. Однообразная степь, без каких-либо ориентиров, уходящая к горизонту, скрадывает ощущение высоты и пространства.
Ослепительно белое озеро, как льдом, покрыто соленой коркой. У берега кажется, что вода далеко отступила, хотя до нее всего пятьдесят метров, просто ее совсем не видно - настолько она прозрачная. Покрывающая берег толстая соленая корка иногда трескается и проваливается, открывая доступ к целебной грязи...
Дно покрыто такой же коркой соли, как и берег. Вода жутко соленая. Оказавшиеся в озере пучки "перекати поля" как-будто превратились в причудливые кораллы, покрывшись кристаллами чистейшей соли!
Весь день мы ехали на юго-восток. В нужном нам направлении почти не попадалось дорог, все пути вели на восток, в Казахстан. Дорогами контрабандистов мы ехали то по ту, то по эту сторону границы, стараясь все же придерживаться родной земли. Когда становилось очевидным, что дорога уводит нас на восток, а поворотов к югу нет, мы просто брали нужный курс и ехали по степи. Иногда по степи можно было даже мчаться с той же скоростью, что и по дорогам. Изредка встречались поселения животноводов - "кошары". Как правило, это один или несколько небольших домиков, колодец и загоны для скота.
Дороги опять не попутные, опять идем по спутниковой навигации. Примерно в нужном направлении попалась высоковольтка, едем по слабо накатанной дороге вдоль нее. Как ни странно, удается здорово разогнаться. Почти не успев оттормозиться, поочередно влетаем в яму... На этот раз все гораздо хуже: на УАЗе мост достал до поддона мотора и образовалась слабо текущая трещина. Ну все, теперь точно едем поаккуратнее!
Впервые встречаем людей и машины в степи - это сельхозрабочие устраивают поле под бахчу. Местные жители не знали, как проехать степью в Харабали. Оно и понятно: шоссе совсем рядом и мотаться по степи в голову никому не приходит. Ну что ж, продолжаем путь по высоковольтке, дорога вдоль которой теперь и вовсе исчезла. В Харабали есть хорошая со всеми видами топлива АЗС (N47'24,933 E47'13,500) и палатка сотовой связи.
Эти привычные пески (День четвертый. Харабали- Бейбек: 1800 км)
Запасы провизии, а главное топлива, пополнены, родственники о нашем благополучии извещены, можно опять в пески!
На ночлег встали засветло. Отыскали большую яму, так, чтоб видно нас не было даже с 50 метров, хотя в такой глуши едва ли мог бы встретиться человек... Кстати, вопреки бытующему мнению, видимость в степи совсем маленькая: холмики не позволяют видеть дальше 3 км. Только с высоких барханов видимость может достигать десяти километров, что тоже не особо много...
Чем дальше на юг, тем чаще встречаются пески. На вид неприступные барханы оказываются легко проезжими. Песок сухой и сыпучий только сверху. Удивительно легко мы преодолеваем песчаные засады. Даже отчаянные попытки штурма крутых подъемов не заканчиваются застреванием - закопавшись по мосты, машины легко скатываются назад.
В центре перегородивших дорогу песков обнаружили полуразрушенный колодец и поилки для животных. Когда-то тут был загон для скота, а теперь все оккупировали медленно двигающиеся по степи пески. Кругом очень много ушастых ящериц. Увидев нас, они быстро закапываются в песок или прячутся в норы. Поймать пяти-семисантиметровых рептилий не составляет труда, хотя бегают они на удивление быстро. А вот изловить крупную особь очень трудно. Гады оказались довольно агрессивными и могли прокусить кожу до крови! После того как мы потеряли интерес к ящеркам, они сами стали выползать из убежищ, внимательно рассматривая непрошенных гостей, вытянув шеи, приподнимаясь что есть силы на лапах и свертывая хвосты колечком.
На одной "точке" (так местные называют свои поселения) животноводов мы решили пообщаться с местными жителями. Сперва нас приняли за торговцев и начали усердно пересчитывать какие-то незнакомые деньги, но вскоре поняли, что мы туристы... Живут в этих краях казахи и торговлю, видимо, ведут с соседним Казахстаном, потому и деньги не русские, хотя и не исключено, что мы просто нарушили госграницу.
Местные кладбища, разбросанные по степи, показались очень необычными: могилы походили на маленькие домики и на большом расстоянии казались поселком. Некоторые могилы были с куполами, а некоторые имели кирпичные стены с башенками на углах. На ночь устроились почти на границе вблизи Бейбека. Пока экипаж УАЗа занимался хозяйством, мы поехали на разведку.
Километров через тридцать пыльных грунтовок мы в Степном. Через Берекет перебрались по понтонному мосту, который не обозначен ни на одной карте (N46'41.856 E48'10.917). По праздникам АЗС в поселке не работает, а магазины закрываются рано. Дальше идет асфальт, но как далеко расположены работающие АЗС и магазины, местные не знали. Так ни с чем и вернулись назад, едва успев въехать в лагерь с последними сумерками.
Обрыв кардана на краю Земли (День пятый. Астрахань - Тишково: 2100 км.)
Заправка (N46 31.296 E48 04.842), рядом магазин с живым медведем в клетке, потом Астрахань, долгая, пустынная дорога в Тишково с перебегающими болотными черепахами и ужами... Здесь тоже не обозначенная в картах паромная переправа (N46'01.073 E48'36.059). По нашим прогнозам Тишково - это единственное место, где можно выехать к морю. Переправившись, к нему и едем. Кругом много воды, местами дорога вовсе скрывается под ней и ехать приходится на ощупь. Трехметровые тростники, растущие по краям затопленной дороги, не дают сбиться с пути. Чем ближе к морю, тем бесконечнее казались заросли сухой желтой "травы". Вскоре мы оказались на пятачке с лодками. Дальше дороги нет. Признаков обозначенного во всех картах моста через ерик Узяк тоже нет.
Мы на краю континента, за ериком - остров Верхний Осередок, но до настоящего моря еще очень далеко. На всякий случай предприняли попытку пройти вброд. Было видно, что протока довольно глубокая, а дно илистое, и этот героический шаг был довольно наивен. УАЗ почти у берега начал погружаться. Поняв бесперспективность поиска брода на ощупь, он рванул назад, но за ошибки надо платить! Внезапно оборвался передний кардан! Это было первое и последнее застревание за всю поездку, и, как это ни удивительно, УАЗу потребовалась помощь маленькой машинки. С учетом того, что дорога домой предстояла по асфальту, а до Тишково УАЗик, скорее всего, и на заднем мосту пройдет, кардан убрали до лучших времен.
Вокруг были высоченные тростники, среди них бурлила жизнь, доносясь до нас всевозможными звуками и голосами. Плескались рыбы, птицы и лягушки пели на все голоса, шуршали и шипели ужи...
Пора было задуматься о ночлеге, но места совсем не подходящие: сухими были только насыпи дорог. Словом, надо двигаться обратно в сторону Астрахани. Паром будто ждал именно нас. Лагерь разбили за ближайшим бугром. Среди колючих кустарников мы были почти незаметны.
Домой! (День шестой. 2300 км)
По дороге в Астрахань 6 еще прокатились по ее окрестностям, а потом и по самому городу. Прогулялись по кремлю (N46'21.050 E48'02.057). На обратную дорогу необходимо было докупить еды и воды. Чтоб не делать лишних остановок в суетливом, с непривычно напряженным дорожным движением городе отправились за покупками пешком. Но в центре Астрахани найти продуктовый магазин было не просто! Кругом сверкали витринами "ювелирные" и магазины сотовой связи. Супермаркет все же отыскали, правда, продавцы нас торопили: скоро обед (!!!), а в колбасном отделе на просьбу порезать колбасу выдали нож! Все, мчимся домой!
Машины
В этой поездке произошла ломка стереотипов... На первый взгляд, обе машины не подходили для данной поездки. Заведомо было известно, что сильного бездорожья не будет, но надо много и быстро проехать по асфальту, жить придется почти неделю автономно, что требует большого объема багажника...
1-7 мая 2003 года Маршрут Москва - Тамбов - Игловля - Калач - Волгоград - Баскунчак - Тишково - Астрахань - Волгоград - Москва. Пробег - 3700 км.
Транспортные средства
УАЗ 3151 специальной сборки. Мотор ЗМЗ-409, мосты редукторные, ГУР, КПП-5 ступеней, мелкомодульная раздаточная коробка.
Suzuki Jimny Мотор 1.3, ГУР, электропакет, кондиционер, опция - АКПП.
Экипажи: УАЗ - Виктор Артамонов, Иван Наймушин.
Jimny - Ольга Потапова, Андрей Форосенко.
|
Ну кто бы мог подумать, что УАЗ может быстро (до 150 км/ч) и относительно комфортно ехать по шоссе? Новый мотор и трансмиссия сделали это возможным!
По словам Ивана Наймушина, автомобиль произвел положительное впечатление, особенно порадовал новый мотор, а такие мелкие по меркам УАЗа огрехи, как трудно включающиеся и иногда выскакивающие передачи КПП и РК, мелкие поломки (насос, расходомер воздуха, кардан) позволяют настоящему джиперу поддерживать "спортивную" форму. И кто бы мог предположить, что за счет задних сидений "городской" Jimny превратится в грузовичок? Маленький вес и размер позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье и экономить топливо - можно обойтись без канистр. Что уж говорить о коробке "автомат", электропакете и кондиционере - они сделали поездку не по-джиперски комфортной. Jimny достойно прошел долгое внедорожное испытание, ни разу не подвел и охотно переваривал подозрительный бензин. Легкость автомобиля и хорошая подвеска обеспечивают относительно безобидные приземления на пропущенных ямах, что позволяет ехать по грунтовым дорогам достаточно быстро.
1 - Ахтуба - левый рукав нижней Волги, отходит от нее выше Волгограда, впадает в ее рукав Бузан. 537 км. Между Волгой и Ахтубой - Волго-Ахтубинская пойма, район овощеводства и бахчеводства.
2 - Увлекательная игра - поиск сокровищ при помощи GPS.
3 - Калач-на-Дону - город с 1951 г. в Волгоградской области, порт на Цимлянском водохранилище. Основан в 1716 году.
4 - Баскунчак - соленое самосадочное озеро в Астраханской области в Заволжье к востоку от Волги близ горы Большое Богдо. Площадь - 106 км2. Добыча соли.
5 - Богдо большое - соляной купол, сложенный палеозойскими породами в северной части Прикаспийской низменности. Высота 150 м.
6 - В XIII - XIV вв. на территории современной Астраханской области находилась основная стоянка Золотой Орды - со столицей в городе Сарай-Бату. После освобождения от татаро-монгольского ига Астрахань и ее окрестности оставались вольной автономной областью до присоединения к России в 1557 г., когда Астрахань стала одной из приграничных крепостей Русского государства, охранявших выход в Каспийское море и устье Волги.
|