Сказки «Вепсского леса»
Андрей Погорелов
Фото автора и Ю. Овчинникова Журнал «Полный привод 4х4» ноябрь-декабрь 2003 г.
Случалось ли вам сталкиваться с неразрешимой дилеммой? «Форд Бронко» или «Форд Эксплорер»? - гадал я, когда выяснилось, что необходимо отмахать две тысячи верст от родной Москвы, чтобы описать историческое событие из жизни российского офф-роуда под названием «Вепский лес». Итак, «Форд Бронко» или «Форд Эксплорер» - отдать предпочтение кому-либо из претендентов было довольно сложно. Однако судьба, в очередной раз напомнив: «что Бог не делает – все к лучшему», по-своему разрешила проблему выбора: буквально накануне отъезда оба представителя американского автопрома приказали если не совсем долго жить, то уж какое-то время жить без них однозначно. Когда с «американцами» все стало ясно и выбора не осталось, я, с грустью мечтая о комфортной неторопливой езде, забрался в свой боевой УАЗ и помчался вперед.
Пятый этап чемпионата России по трофи-рейдам, заявленный, кроме всего прочего, и как принципиальный матч между сборными командами России и Эстонии, состоялся в одном из красивейших «медвежьих углов» нашей необъятной Родины – в Вепсском лесу, откуда, собственно, и пошло название соревнований. Как и в прошлые годы, «Вепсский лес» подтвердил свое право называться самым экстремальным соревнованием по офф-роуду, продемонстрировав участникам весь необходимый набор «практически непреодолимых препятствий» - и крутые подъемы по болотистым почвам, и глубокие колеи, и сами болота. А уж многочисленные броды – это просто визитная карточка соревнований: выезд из некоторых представлял собой практически вертикальные стены высотой до трех метров. О чрезвычайной сложности трассы говорил тот факт, что из почти шестидесяти стартовавших экипажей финишировать удалось только девяти.
Суровости трассы соответствовал и регламент: на протяжении всех соревнований любая техпомощь со стороны исключалась, надеяться приходилось только на свои силы. Сходы по техническим причинам были обычным явлением. Ломались все, в том числе и эстонцы на своих монстроподобных прототипах, слегка закамуфлированных под серийные машины. Хотя эстонцы поступили очень грамотно: поскольку техпомощь на протяжении всей трасы была запрещена, а взаимовыручку никто не отменял, прибывшие с командой Эстонии в качестве техничек две машины «Volvo Laplander» были заявлены в качестве участников и неторопливо прокатились почти по всей трассе, оказывая своим «товарищескую» помощь. И все же, несмотря на эстонскую смекалку и техническую мощь, в командном первенстве Россия-Эстония наши победили – за счет наименьшего числа поломок, более правильной тактики, за счет стремительного прохождения всей трассы экипажем Бориса Гадасина и Игоря Козлова, которые ее буквально пролетели, словно участок шоссе от Тихвина до Лодейного Поля. Ну, что ж, в конце концов мы - дома, а дома, как известно, все помогает. Даже в категории ТР-3, где после схода Михаила Толмазова эстонцы просто не могли не выиграть, третье место занял наш экипаж - на обычном УАЗе с военными мостами. Причем проиграли ребята совсем немного, что по времени, что по очкам.
Очень забавно на всем этом колоритном фоне смотрелись приехавшие на соревнования итальянцы. Хотя одно то, что они добрались до Вепсского леса, по европейским меркам уже почти героизм. Итальянская команда во главе с Флавио Нерви, председателем одного из ведущих в Италии офф-роуд клубов, приехала на стареньком «Gelaendewagen» и «Suzuki Samurai». Крошечные колеса 29 дюймов, маломощные лебедки WARN 6000 – что тут скажешь? Не ожидали итальянские парни ни столь удалого размаха русской технической мысли, ни такого буйства российской природы, хотя по тамошним техническим требованиям, машины их были «заряжены» по максимуму. Сунулись было на первый СУ, но ровно через полчаса вернулись, а на удивленно-ироничные вопросы типа «Кто же вас эвакуировал?» коротко отвечали: «Комары».
Но все это призказка – сказка, как водится, впереди.
Что касается моих личных впечатлений, то они складывались из разных красочных мелочей: неглубоких рейдов по ближним участкам трассы, что для моей резины было уже супер-экстремально; из квадратных глаз отдельных участников, сумевших выбраться из цепких лап Вепского леса самостоятельно; из букета погнутых рулевых тяг, заботливо сложенного перед доской объявлений. А также из рассказов самих спортсменов и организаторов этого потрясающего соревнования. Вот им-то - главное слово.
Итак, сказки «Вепского леса» устами непосредственных очевидцев.
МИХАИЛ ТОЛМАЗОВ (капитан российской сборной):
На «Вепский лес» в качестве участника я попал впервые, как-то все не срасталось. Ну, о-о- очень интересно! Интересный рельеф, которого на других соревнований подобного уровня практически нет. Мы мало прошли – все сломалось. Такого никогда не было. Тех неисправностей, которые случились с нашей машиной, хватило бы просто на полноценный сезон. Развалилось все. Мы встретили другой экипаж из нашей команды – ребята тоже сломались, и мы двумя машинами выбирались в своем режиме, уже не соревнуясь. Офф-роуд – не ради спорта, а ради жизни: просто надо было как-то выехать на дорогу. Но как всегда самым интересным были не техника, не трасса, а люди. Получилось, что из-за высокой сложности трассы на людей легла громадная нагрузка.
Интересно, что здесь был первый международный матч. Мы пытаемся сейчас с Эстонией сблизить технические требования, чтобы они были одинаковыми. Чтобы эстонцы выступали в одинаковых с нами классах, и мы могли бы встречаться в общих соревнованиях. Это, собственно, первая ласточка. Несмотря на соперничество, атмосфера очень дружеская – и это большой плюс. Мы долго варились в собственном соку, но эта встреча показала, что и на международном уровне мы совсем не хуже и техника у нас не слабее. К этом процессу подключены также Польша и Литва. Сейчас с финнами обсуждаем совместные мероприятия. Будем надеяться, что на этом все не остановится, тем более, откровенно говоря, проведение таких соревнований возможно только в России.
ЮРИЙ ПШЕНИЧНИКОВ (г. Тверь, клуб «Лебедушка» ТР-3):
На «Вепском лесу» мы впервые. Вообще соревнования интересные и регламентом и протяженностью трасс. Для чемпионата России – это потрясающий этап. Вот только подготовка наша оставила желать лучшего. Мы только вышли из отпуска, и что успели, то и сделали. Поставили блокировку «квайф» в передний мост, она нас и подвела. Сошли. Что плохо, так это полное отсутствие связи на местности. И еще место для лагеря хотелось бы повеселее, а то комары и мошки просто съели. Сам лагерь слишком разбросан, до доски объявлений 15 километров. Хотелось бы, чтобы все находилось в одном месте. Вот тогда будет определенный микроклимат, как на «Александр Браун - трофи» и «Тосненских болотах». Вообще «Тосно» нам понравились больше, хотя здесь мы практически сразу сломались. Ничего, на следующий год подготовимся получше и еще раз попробуем.
ЕФРЕМОВ ДМИТРИЙ (Санкт-Петербург, ТР-2, 2-ое место)
Мы шли в ТР-2 практически на стандартном УАЗе. Что можно сказать о трассе? Первый участок мы уже ездили в том году – там пять бродов, один очень глубокий. Один минус – на бородах скапливалось большая очередь, и какое-то время было потеряно в этих очередях. На перегонах между бродами нагоняли. Спасибо ребятам: когда мы говорили, что едем в сборной России – нас пропускали. На втором участке – болота. Никаких проблем, обычная колея. Первая поломка случилась на третьем участке - вышел из строя задний мост. В течение часа удалось починиться, благо ремнабор был с собой. Немного расстроились, но с удвоенной энергией рванули дальше. Еще был очень интересный брод перед болотом - с почти вертикальной стеной. Не знаю, правильно ли мы пошли, но в темноте выбирать не приходилось. Все было довольно-таки спокойно, но машина стояла почти вертикально, я бы сказал, висела. Надолго осушился маслоприемник, и какое-то время двигатель работал практически без масла. Но честь ему и хвала – он не накрылся. И вообще мое мнение – что для подобных соревнований лучше, чем нормально собранный УАЗ, машины нет. У нас выиграл больше автомобиль, чем мы. А, в общем и целом, соревнования интереснейшие. Правда, за все время нашего участия в соревнованиях, так ушатывать машину не приходилось ни разу.
ВАЙКО ПУСЕП (член сборной Эстонии, ТР-3, 1 место)
Меня попросили сюда приехать, чтобы выступить за сборную Эстонии От нашего клуба приехали 9 машин. Я в прошлом году выиграл чемпионат Эстонии, и поэтому меня пригласили в команду. Поначалу были проблемы с машиной - последние три недели я достраивал ее днем и ночью: очень хотелось поехать на «Вепский лес». Здесь очень красивая природа и интересная трасса. Для меня трасса была не самая тяжелая, но все равно напряжение было огромное. Мы стартовали последними, и только на 6-ом КП поняли, что можем попробовать попасть в призы. Стали нажимать, и в конце трассы были уже первыми. Я очень доволен: и соревнованиями, и самим собой. И еще - машиной. Она прямо из гаража, проехала всего 20 метров и сразу сюда. И получилось очень здорово.
ЮРИЙ ОВЧИННИКОВ (Санкт-Петербург, организатор соревнований)
«Вепский лес» мы проводим уже в 3-ий раз. Места здесь хорошие. Администрация района позитивно относится к соревнованиям такого уровня. Изначально «Вепский лес» задумывался как самое экстремальное мероприятие в формате, когда у тебя есть один большой спецучасток от старта до финиша, и все только в твоих руках. Ничего не зависит от служб сервиса – сервис запрещен. Год от года трасса менялась, она все время усложнялась, но какие-то вещи остались традиционными, например, проезд через церковь. В первый год длина трассы была порядка 50 километров, в прошлом году – 80, на этих соревнованиях – 160 километров бездорожья, хотя участники говорят, что накрутили далеко за 200. На мой взгляд, «Вепсский лес» пожалел участников: погода стояла сухая, и всех своих прелестей лес не показал. Если бы он предъявил свои дороги во всем великолепии, до финиша добралось бы еще меньше народа. Хотя и на сегодняшний день из 53 машин доехало всего 9. Правда, и в первый год целиком трассу прошло лишь 2 экипажа, а в прошлом году доехало 8 машин. Что касается матча Россия – Эстония, то мы договорились не просто об участии в соревнованиях. Провели совместную работу по согласованию правил и технических требований – результатом договоренности стал этот матч. В рамках сборной команды эстонцы выставили 7 машин, мы выставили столько же. Но на проведении чемпионата России это не отразилось. Сам чемпионат закрытый, и участие зарубежных спортсменов на нем никак не сказалось.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТРУШНИКОВ (председатель Ассоциации Трофи Клубов)
По итогам можно сказать, что этап чемпионата получился. А в рамках соревнований еще и международная встреча. Конечно, соревнования прошли со всеми своими достоинствами и недостатками. Место проведения, пожалуй, одно из самых интересных в России. Кроме того, у нас прошла встреча на теоретическом уровне между представителями России, Эстонии и Финляндии – всю ночь просидели за разговорами о будущем движения в целом. Были здесь и представители Италии. К сожалению, у них свои проблемы с ограничением по машинам, поэтому приехали они на своем разрешенном максимуме - на общем фоне на заведомо слабой технике. Хотя желание участвовать у них есть, обещали вернуться. Заодно донесут до Европы, что Россия – отнюдь не медвежий угол по части офф-роуда. Все наши машины подготовлены по высшему разряду – итальянцы были потрясены, когда увидели наш автопарк. А уж когда на подъеме, где «лебедились» практически все «иностранцы», мимо них в довольно авантюрной манере проехал раздолбанный УАЗик просто впали в ступор. Возможности российской техники произвели на них неизгладимое впечатление. А, в общем, соревнования удались. Так что, будем двигаться дальше.
|